ООО "ГЕОДИАГНОСТИКА"
Главная ] Вверх ] О себе ] Приборы ] Бурение ] Предложения ]  

 

 

        English

 

 

          ООО

"Геодиагностика"

 

    

ТЕХНОЛОГИИ

контроля

сплошности:

 

ледогрунтовых

ограждений

 

грунтоцементных

массивов и свай

 

бетонных

стен в грунте

 

шпунтовых

ограждений

 

буронабивных

свай

 

обделок

тоннелей

 

бетонных

конструкций

 

 

 

ОБЪЕКТЫ:

 

Размыв

пл. Мужества

 

Вторая сцена

Мариинского

театра

 

Западный скоростной диаметр

 

 

Кольцевая

 

автодорога

 

 

Рудник Мир

 

 

Резервный

коллектор

пл. Мужества

 

 

НОВОЕ:

 

Гироскопический

инклинометр

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

           

 

 

 

 

 

     

 

Архипов А.Г.

  ООО "Геодиагностика"

СТРОИТЕЛЬСТВО дублера КАНАЛИЗАЦИОННОГО КОЛЛЕКТОРА В РАЙОНЕ ПЛОЩАДИ МУЖЕСТВА  (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

(Страница в разработке)

         ВВЕДЕНИЕ

 

        В настоящее время, ГУП "Водоканал Санкт-Петерубрга", по причине недостатка финансирования, отказывается согласовывать включение в проекты строительства  тоннельных канализационных коллекторов неразрушающего метода межскважинного прозвучивания для контроля состояния ограждений шахтных стволов.

        Автор решил напомнить историю и, к чему может привести "грошовая" экономия на примере аварий, произошедших при строительстве дублера (резервного) тоннельного канализационного коллектора в районе площади Мужества в 2002 - 2005 гг.  Строительство дублера канализационного коллектора в районе площади Мужества сопровождалось небывалым числом аварии при проходке шахтных стволов. Аварии произошли на стволах №№ 1, 4, 5, 7 и тоннеле ствола 1.  Аварии поставили под угозу объекты транспортной инфраструктуры (Кушелевскую дорогу, ул. Бутлерова и др.), на год задержали ввод  коллектора в эксплуатацию и потребовали значительного увеличения финансирования. Ликвидация аварий, естественно, происходила за счет средств налогоплательщиков.

        Все таки сейчас уже не прошлый век. Отсутствие информации о состояния ограждения, устроенного в подземном пространтсве,  резко увеличивает риск аварии при проходке. Достаточно заложить в армокаркасы буронабивных свай закладные трубки и методом прозвучивания можно определять интервалы несмыкания соседних свай и ликивидировать зоны несплошности струйной цементацией. Автор, не может отделаться от мысли, что упорное нежелание государственного заказчика использовать методы контроля строительства подземных сооружений, идет от проблем с качеством строительства и желанием зарабатывать на ремонте при эксплуатации коллекторов.

        Район площади Мужества в Санкт-Петербурге является экстремально сложным для подземного строительства из-за большой мощности текучих грунтов и движения грунтовых вод. Но большое число аварий было вызвано не только сложными геологическим условиями, но и отсутствием в первоначальных проектах неразрушающих методов контроля ограждений и рядом других причин, которые будут рассмотрены ниже. 

     Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР), где работал автор, был привлечен к работам по контролю состояния ограждений после аварий, произошедших на стволах №№ 1, 4, 5, 7. Сотрудники ВИТР Архипов А.Г., Чернышев И.Д., Ивашев В.К. выполнили контроль состояния ограждений шахтных стволов методом межскважинного акустического просвечивания (МАП). Информация о состоянии ограждений служила основой для выработки мер для ликвидации зон несплошности и подтверждалась при проходке.

        Согласно первоначальному проекту удалось пройти только ствол №4 (Подрядная организация ЗАО “СМУ 11 “Метрострой”, генеральный директор А.В.Морозов, главный инженер А.В. Уханов), где метод МАП применялся в едином  технологическом цикле со струйной цементацией и позволил  оперативно выявить зоны несплошности, которые были устранены дополнительной  струйной цементацией.

        Работы  при строительстве дублера канализационного коллектора в районе площади Мужества заложили основы нового научного направления "Cейсмоакустическая диагностика состояния массивов естественных и искусственных грунтов", которые позволили  ООО "Геодиагностика" в дальнейшем выполнять заказы по контролю состояния любых типов ограждений (ледогрунтовых, грунтоцементных, бетонных) в подземном пространстве.

 

        Информация по объекту

        Заказчик строительства Администрация Санкт-Петербурга, Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга".

        Генеральный подрядчик строительства: Общество с ограниченной ответственностью "Струйные Технологии и Строительство" (ООО "СТИС")

        Проектные организации: 

        - Открытое акционерное общество Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс» (ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»).

        - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие роектный институт по проектированию городских инженерных сооружений "Ленгипроинжпроект" (ГУП "Ленгипроинжпроект").  В 2003 году в ГУП "Ленгипроинжпроект"  был создан отдел тоннельных сооружений, в который перешли некоторые содрудники  ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»).

       Назначение коллектора: сбор и отвод канализационных стоков.

         Расположение коллектора: Выборгский и Калининский районы. Санкт-Петербурга. Длина трассы коллектора 4,32 м.

       

        Технология строительства

 

        Ствол №1 и кесонная камера (тоннель длиной 40 м)

        Адрес объекта: Кушелевская дорога (конец Полюстровского пр.)

        Тип ограждения: кольцевая стена в грунте из буросекущихся свай с грунтоцементным массивом за контуром и внутри ограждения (стены и днище)

        Способ устройства ограждения: устройство буронабивных свай, струйная цементация грунтов jet-grouting

        Тип аварии: проникновение текучих грунтов внутрь выработки при проходке (три раза) через несплошность огражения

         Катастрофические последствия:осадки грунта вблизи ствола, обрушение силоса-накопителя, риски деформации насыпи железной дороги

         Проектная организации:  ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»

         Субподрядные строительные организации: ООО "Геострой" (устройство ограждения из бурокасательных свай, струйная цементация грунтов),  ООО "ПиК" (проходка ствола), ЗАО СМУ9 "Метрострой" (искусственное замораживание днища жидким азотом).

       Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР).

        Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из скважин, пробуренных в грунтоцементном массиве за контуром ограждения из буросекущихся свай.

        Результат контроля: обнаружение зон несплошности в грунтоцементном массиве и грунтоцементном днище

        Способ ликвидации аварии: водопонижение (с электроимпульсной обработкой водопнижающих скважин для увеличения дебита)

 

 

Рис. Неуспешная попытка перехватить проникновение грунтовых вод внутрь затопленного ствола № 1 путем замораживания участка ограждения жидким азотом

        Ствол № 4

        Адрес объекта: Кушелевская дорога, 5

        Тип ограждения: кольцевая стена в грунте с днищем (стакан) из секущихся грунтоцементных свай 

        Способ устройства ограждения: струйная цементация грунтов jet-grouting

        Способ проходки ствола: выемка грунта внутри ограждения (ручная погрузка в бадьи для подъема краном и грейферная) с закреплением стенок тюбингами

        Тип аварии: проникновение грунтовых вод внутрь выработки при проходке через несплошность огражения

        Проектная организации:  ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»

        Субподрядная строительная организация: ЗАО СМУ11 "Метрострой" (струйная цементации грунтов jet-grouting, проходка ствола),

        Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР)

        Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из скважин, пробуренных в грунтоцементном ограждении

        Результат контроля: обнаружение зон несплошности, выполненных естественными грунтами (пески, супеси)

        Способ ликвидации аварии: дополнительная струйная цементация в выявленные зоны несплошности.

 

   

 

       

        Рис. Шурф глубиной 6 м, откопанный по указанию главного инженера ЗАО СМУ11 "Метрострой"  А.В.Уханова для визуального осмотра грунтоцементного ограждения ствола № 4    

 

         Ствол №5 

          Адрес объекта: Кушелевская дорога, 9, за заправкой Лукойл

         Тип ограждения: кольцевая стена в грунте из буросекущихся свай с грунтоцементным массивом за контуром и внутри ограждения (стены и днище)

        Способ устройства ограждения: устройство буронабивных свай, струйная цементация грунтов jet-grouting

        Тип аварии: проникновение текучих грунтов внутрь выработки при проходке (два раза) через несплошность огражения

         Катастрофические последствия:осадки грунта вблизи ствола, риски деформации основания Кушелевской дороги.

         Проектная организации:  ГУП "Ленгипроинжпроект" (?).

         Субподрядные строительные организации: ООО "Геострой" (устройство ограждения из бурокасательных свай, струйная цементация грунтов),  ООО "СТИС" (проходка ствола, замораживание грунтов),

       Контроль состояния ограждения (после замораживания грунтов): Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР).

        Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из замораживающих колонок.

        Результат контроля: определение степени замороженности грунтов

        Способ ликвидации аварии: искусственное замораживание грунтов.

 

 

 

 

        Рис. Ствол № 5, заполненный грунтовыми водами после аварии  (август 2004 г.)

 

        Ствол 5.1 (ул. Новороссийская, 55)

       Тип ограждения: кольцевое ледогрунтовое ограждение

        Способ устройства ограждения: искусственное рассольное замораживание грунтов

        Тип аварии: -

        Проектная организации:  ГУП ""Ленгипроинжпроект" 

        Строительная организация: ООО "СТИС" (искусственное замораживание грунтов, проходка ствола),

         Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР)

         Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из замораживающих колонок.

         Результат контроля: определение степени замороженности грунтов, рекомендации по началу проходческих работ

         Способ ликвидации аварии: -

 

       

         Рис. Ствол № 5.1 перед запуском в работу замораживающей станции (август 2005 г.)

       

        Ствол № 5.2

        Адрес объекта: Кушелевская дорога, 20, за заправкой Лукойл

        Проектная организации:  ГУП "Ленгипроинжпроект"

        Тип ограждения: кольцевое ледогрунтовое ограждение, ледо-грунтоцементное ограждение (в верхней части)

        Способ устройства ограждения: искусственное рассольное

 замораживание грунтов, струйная цементация (в верхней части)

        Тип аварии: -

        Проектная организации:  ГУП "Ленгипроинжпроект" 

        Строительная организация: ООО "СТИС" (искусственное замораживание грунтов, проходка ствола),

         Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР)

         Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из замораживающих колонок.

         Результат контроля: определение степени замороженности грунтов, рекомендации по увеличению периода активного замораживания и уменьшению температуры

         прямого расола

         Способ ликвидации аварии: -

 

         

        Рис. Ствол № 5.2 при проведении исследований грунтов методом МАП до замораживания (декабрь 2004 г.)

 

        Ствол №7 

        Адрес объекта: ул. Бутлерова, вблизи пр. Непокоренных

        Тип ограждения: кольцевое ледогрунтовое ограждение

        Способ устройства: искусственное рассольное замораживание грунтов

        Тип аварии: проникновение текучих грунтов внутрь выработки при проходке через несплошность огражения (два раза).

        Проектная организации:  ГУП ""Ленгипроинжпроект" (?)

        Строительная организация: ООО "СТИС" (искусственное замораживание грунтов, проходка ствола),

         Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР)

         Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из замораживающих колонок.

         Результат контроля: определение степени замороженности грунтов

         Способ ликвидации аварии: увеличение времени активного замораживания, уменьшение температуры прямого расола

 

       

      

Рис.  Ствол №7  (ул..Бутлерова) в сентябре 2004 г. после ликвидации аварии с ограждением

а - вид на наземные сооружения; б - разработка забоя после ликвидации прорыва грунтовых вод

 

 

 

 

Информация для связи:

E-mail: arhipov8@mail.ru               

Telephone: +7(911)1582796

Skype: arhipov817

Internet: www.geodiagnostics.ru

 

Copyright ©2012-2019 Архипов А.Г.

Все права защищены.

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на сайт www.geodiagnostics.ru