ООО "ГЕОДИАГНОСТИКА"
Главная ] Вверх ] О себе ] Приборы ] Бурение ] Предложения ]  

 

 

        English

 

 

          ООО

"Геодиагностика"

 

    

ТЕХНОЛОГИИ

контроля

сплошности:

 

ледогрунтовых

ограждений

 

грунтоцементных

массивов и свай

 

бетонных

стен в грунте

 

шпунтовых

ограждений и

свай оболочек

 

буронабивных

свай

 

обделок

тоннелей

 

бетонных

конструкций

 

 

 

ОБЪЕКТЫ:

 

Размыв

пл. Мужества

 

Вторая сцена

Мариинского

театра

 

Западный скоростной диаметр

 

 

Кольцевая

 

 

автодорога

 

 

Рудник Мир

 

 

Резервный

коллектор

пл. Мужества

 

Автодорога М11

 

 

НОВОЕ:

 

Гироскопический

инклинометр

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

           

 

 

 

 

 

     

 

Архипов А.Г.

  ООО "Геодиагностика"

СТРОИТЕЛЬСТВО дублера КАНАЛИЗАЦИОННОГО КОЛЛЕКТОРА В РАЙОНЕ ПЛОЩАДИ МУЖЕСТВА  (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

         Введение

          Строительство дублера (резервного) тоннельного канализационного коллектора в районе площади Мужества (2002 - 2005 гг.) сопровождалось небывалым числом аварий при проходке шахтных стволов. Аварии произошли на стволах №№ 1, 4, 5, 7 и тоннеле ствола №1.  Аварии на год задержали ввод коллектора в эксплуатацию и потребовали значительного увеличения финансирования. При авариях существовала реальная угроза повреждения объектов транспортной инфраструктуры (Кушелевской дороги, ул. Бутлерова и др.). Ликвидация аварий, естественно, происходила за счет средств налогоплательщиков.

      Район площади Мужества в Санкт-Петербурге является экстремально сложным для подземного строительства из-за большой мощности текучих грунтов и движения грунтовых вод в водоносных прослоях. Но большое число аварий было вызвано не только сложными геологическим условиями, но и отсутствием в проектах строительства стволов неразрушающих методов контроля ограждений и рядом других причин, которые будут рассмотрены ниже. 

     Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР), где в то время работал автор, был привлечен к работам по контролю состояния бетонных, ледогрунтовых и грунтоцементных ограждений после аварий, произошедших на шахтных стволах №№ 1, 4, 5, 7. Контроль состояния ограждений шахтных стволов выполнялся методом межскважинного акустического просвечивания (МАП). Работы выполняли сотрудники ВИТР Архипов А.Г., Чернышев И.Д., Ивашев В.К. Информация о состоянии ограждений служила основой для выработки мер для ликвидации зон несплошности и подтверждалась при проходке.

        Несомненным успехом стала проходка  ствола №4 под защитой грунтоцементного ограждения ЗАО “СМУ 11 “Метрострой” (генеральный директор А.В.Морозов, главный инженер А.В.Уханов), где метод МАП применялся в едином  технологическом цикле со струйной цементацией. Выявленные зоны несплошности были оперативно устранены дополнительной струйной цементацией.

        Надо отметить, что работы по контролю состояни ограждений шахтных стволов методом МАП на строительстве дублера канализационного коллектора в районе площади Мужества заложили основы нового научного направления "Cейсмоакустическая диагностика состояния массивов естественных и искусственных грунтов", которые позволили  ООО "Геодиагностика" в дальнейшем выполнять заказы по контролю состояния любых типов ограждений (ледогрунтовых, грунтоцементных, бетонных) в подземном пространстве.

    Ниже приведена краткая информация о коллекторе и проблемах при проходке отдельных шахтных стволов.

 

        Информация по коллектору

        Назначение коллектора: сбор и отвод канализационных стоков.

         Расположение коллектора: Выборгский и Калининский районы. Санкт-Петербурга. Длина трассы коллектора 4,32 м.

        Заказчик строительства: Администрация Санкт-Петербурга, Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга".

        Генеральный подрядчик строительства: Общество с ограниченной ответственностью "Струйные Технологии и Строительство" (ООО "СТИС")

        Проектные организации: 

        - Открытое акционерное общество Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс» (ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»).

        - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие роектный институт по проектированию городских инженерных сооружений "Ленгипроинжпроект" (ГУП "Ленгипроинжпроект").  В 2003 году в ГУП "Ленгипроинжпроект"  был создан отдел тоннельных сооружений, в который перешли некоторые содрудники  ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»).

       Технология строительства коллектора: щитовая проходка между шахтными стволами

       

 

        Ствол №1 и кесонная камера (тоннель длиной 40 м)

        Адрес объекта: Кушелевская дорога (конец Полюстровского пр.)

        Тип ограждения: кольцевая стена в грунте из буросекущихся свай с грунтоцементным массивом за контуром и внутри ограждения (стены и днище)

        Способ устройства ограждения: устройство буронабивных свай, струйная цементация грунтов jet-grouting

        Тип аварии: проникновение текучих грунтов внутрь выработки при проходке (три раза) через несплошность огражения

         Катастрофические последствия:осадки грунта вблизи ствола, обрушение силоса-накопителя, риски деформации насыпи железной дороги

         Проектная организации:  ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»

         Субподрядные строительные организации: ООО "Геострой" (устройство ограждения из бурокасательных свай, струйная цементация грунтов),  ООО "ПиК" (проходка ствола), ЗАО СМУ9 "Метрострой" (искусственное замораживание днища жидким азотом).

       Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР).

        Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из скважин, пробуренных в грунтоцементном массиве за контуром ограждения из буросекущихся свай.

        Результат контроля: обнаружение зон несплошности в грунтоцементном массиве и грунтоцементном днище

        Способ ликвидации аварии: водопонижение (с электроимпульсной обработкой водопнижающих скважин для увеличения дебита)

 

 

Рис. Неуспешная попытка перехватить проникновение грунтовых вод внутрь затопленного ствола № 1 путем замораживания участка ограждения жидким азотом

        Ствол № 4

        Адрес объекта: Кушелевская дорога, 5

        Тип ограждения: кольцевая стена в грунте с днищем (стакан) из секущихся грунтоцементных свай 

        Способ устройства ограждения: струйная цементация грунтов jet-grouting

        Способ проходки ствола: выемка грунта внутри ограждения (ручная погрузка в бадьи для подъема краном и грейферная) с закреплением стенок тюбингами

        Тип аварии: проникновение грунтовых вод внутрь выработки при проходке через несплошность огражения

        Проектная организации:  ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»

        Субподрядная строительная организация: ЗАО СМУ11 "Метрострой" (струйная цементации грунтов jet-grouting, проходка ствола),

        Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР)

        Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из скважин, пробуренных в грунтоцементном ограждении

        Результат контроля: обнаружение зон несплошности, выполненных естественными грунтами (пески, супеси)

        Способ ликвидации аварии: дополнительная струйная цементация в выявленные зоны несплошности.

 

   

 

       

        Рис. Шурф глубиной 6 м, откопанный по указанию главного инженера ЗАО СМУ11 "Метрострой"  А.В.Уханова для визуального осмотра грунтоцементного ограждения ствола № 4    

 

         Ствол №5 

          Адрес объекта: Кушелевская дорога, 9, за заправкой Лукойл

         Тип ограждения: кольцевая стена в грунте из буросекущихся свай с грунтоцементным массивом за контуром и внутри ограждения (стены и днище)

        Способ устройства ограждения: устройство буронабивных свай, струйная цементация грунтов jet-grouting

        Тип аварии: проникновение текучих грунтов внутрь выработки при проходке (два раза) через несплошность огражения

         Катастрофические последствия:осадки грунта вблизи ствола, риски деформации основания Кушелевской дороги.

         Проектная организации:  ГУП "Ленгипроинжпроект" (?).

         Субподрядные строительные организации: ООО "Геострой" (устройство ограждения из бурокасательных свай, струйная цементация грунтов),  ООО "СТИС" (проходка ствола, замораживание грунтов),

       Контроль состояния ограждения (после замораживания грунтов): Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР).

        Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из замораживающих колонок.

        Результат контроля: определение степени замороженности грунтов

        Способ ликвидации аварии: искусственное замораживание грунтов.

 

 

 

 

        Рис. Ствол № 5, заполненный грунтовыми водами после аварии  (август 2004 г.)

 

        Ствол 5.1 (ул. Новороссийская, 55)

       Тип ограждения: кольцевое ледогрунтовое ограждение

        Способ устройства ограждения: искусственное рассольное замораживание грунтов

        Тип аварии: -

        Проектная организации:  ГУП ""Ленгипроинжпроект" 

        Строительная организация: ООО "СТИС" (искусственное замораживание грунтов, проходка ствола),

         Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР)

         Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из замораживающих колонок.

         Результат контроля: определение степени замороженности грунтов, рекомендации по началу проходческих работ

         Способ ликвидации аварии: -

 

       

         Рис. Ствол № 5.1 перед запуском в работу замораживающей станции (август 2005 г.)

       

        Ствол № 5.2

        Адрес объекта: Кушелевская дорога, 20, за заправкой Лукойл

        Проектная организации:  ГУП "Ленгипроинжпроект"

        Тип ограждения: кольцевое ледогрунтовое ограждение, ледо-грунтоцементное ограждение (в верхней части)

        Способ устройства ограждения: искусственное рассольное

 замораживание грунтов, струйная цементация (в верхней части)

        Тип аварии: -

        Проектная организации:  ГУП "Ленгипроинжпроект" 

        Строительная организация: ООО "СТИС" (искусственное замораживание грунтов, проходка ствола),

         Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР)

         Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из замораживающих колонок.

         Результат контроля: определение степени замороженности грунтов, рекомендации по увеличению периода активного замораживания и уменьшению температуры

         прямого расола

         Способ ликвидации аварии: -

 

         

        Рис. Ствол № 5.2 при проведении исследований грунтов методом МАП до замораживания (декабрь 2004 г.)

 

        Ствол №7 

        Адрес объекта: ул. Бутлерова, вблизи пр. Непокоренных

        Тип ограждения: кольцевое ледогрунтовое ограждение

        Способ устройства: искусственное рассольное замораживание грунтов

        Тип аварии: проникновение текучих грунтов внутрь выработки при проходке через несплошность огражения (два раза).

        Проектная организации:  ГУП ""Ленгипроинжпроект" (?)

        Строительная организация: ООО "СТИС" (искусственное замораживание грунтов, проходка ствола),

         Контроль состояния ограждения: Всероссийский научно-исследовательский институт методики и техники разведки (ВИТР)

         Метод контроля состояния ограждения: межскважинное акустическое просвечивание (МАП) из замораживающих колонок.

         Результат контроля: определение степени замороженности грунтов

         Способ ликвидации аварии: увеличение времени активного замораживания, уменьшение температуры прямого расола

 

       

      

Рис.  Ствол №7  (ул..Бутлерова) в сентябре 2004 г. после ликвидации аварии с ограждением

а - вид на наземные сооружения; б - разработка забоя после ликвидации прорыва грунтовых вод

 

  Заключение

     Одной из главных причин аварий при строительстве шахтных стволов Резервного коллектора в районе Площади Мужества, по мнению автора, стало отсутствие при проходке оперативной информации о состоянии бетонных и грунтоцементнх ограждений.

      Но достаточно заложить в армокаркасы буронабивных свай закладные трубки ли пробурить скважины в грунтоцементном ограждении и методом межскважинного прозвучивания можно контролировать сплошность бетонного ограждения из буросекущихся свай и выявлять зоны несмыкания соседних свай. Выявленные зоны несплошности  в бетонном ограждении закрываются дополнительной струйной цементацией.

   

 

Информация для связи:

E-mail: arhipov8@mail.ru               

Telephone: +7(911)1582796

Internet: www.geodiagnostics.ru

 

Copyright ©2012-2021 Архипов А.Г.

Все права защищены.

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на сайт www.geodiagnostics.ru