ООО "ГЕОДИАГНОСТИКА"
Главная ] Вверх ] О себе ] Приборы ] Геофизика ] Бурение ] Предложения ]  

 

 

        English

 

 

          ООО

"Геодиагностика"

 

    

Технологии

контроля

сплошности:

 

ледогрунтовых

ограждений

 

грунтоцементных

ограждений и свай

 

бетонных

ограждений, стен

в грунте

 

шпунтовых

ограждений

 

буронабивных

свай

 

обделок тоннелей

 

межскважинная

сейсмотомография

 

ультразвуковой

контроль бетона

 

 

 

Объекты:

 

Размыв

пл. Мужества

 

Вторая сцена

Мариинского

театра

 

Западный скоростной диаметр

 

 

Кольцевая

 

автодорога

 

 

 

 

Гироскопический

инклинометр

 

Увеличение

дебита скважин

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

           

 

 

 

 

 

     

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЕЙ, СООРУЖАЕМЫХ ЩИТОМ “ВИКТОРИЯ” МЕЖДУ СТАНЦИЯМИ “ЛЕСНАЯ” И “ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА” САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

 

                                                                                                                          Доктор технических наук  Архипов Алексей Германович

                                                                                                                          ООО “Геодиагностика”, Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Рис.1. Фото на щите "Виктория" в конце первого перегонного тоннеля у "Площади Мужества"

 

Стендовые исследования

Как понял автор, на стенд Заказчик привозил различные организации, изъявлявшие желание решить задачу определения толщины слоя уплотнительного раствора в затюбинговом пространстве новых тоннелей, сооружаемых проходческим щитом "Виктория" через зону "Размыв" между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" в Санкт-Петербурге.  Слой уплотнительного раствора формировался в процессе проходки щита и был предназначен для защиты обделки тоннеля от прямого воздействия грунтовых вод и дополнительной гидроизоляции тоннеля. Наличие незаполненных зон (пустот) в затюбинговом пространстве могло вызвать осадки грунтов и, как следствие, деформации зданий.

Исследования были выполнены в апреле 2003г. на стенде, расположенном на территории ЗАО “Метробетон“.

Стенд состоял из двух тюбингов, поставленных вертикально и скрепленных стальной фермой (рис.2 и 3). Для моделирования различных сред в затюбинговом пространстве (бетон, вода, воздух) использовалась сварная конструкция в виде стального короба, прижатая к наружней поверхности тюбингов. Короб был разделен на две части, одна из которых была заполнена бетоном толщиной, вторая – оставалась пустой или наполнялась водой.

Цель исследований на стенде заключалась в проверке принципиальной возможности определения толщины слоя  уплотнительного раствора различными методами (ультразвуковыми, акустическими и др.).

Наиболее убедительные результаты показал аппаратурный комплекс АПИ-3К Всероссийского научно-исследовательского института методики и техники разведки (ВИТР). В результате акустического зондирования на стенде  получены эхо-сигналы, отраженные от границ раздела тюбинг - воздух, тюбинг-вода и  уплотнительный раствор – воздух, что показало возможность диагностирования состояния затюбингового пространства методом акустическом зондировании с внутренней поверхности обделки тоннеля.  В 2003г. аппаратура ВИТР была наиболее продвинутой - мощный короткий импульс излучения от электроискрового излучателя, чувствительный приемник и самое главное, регистрация и обработка сигналов на персональном компьютере.  Анализ записей  в программе цифровой обработки позволял определять время прихода эхо-сигналов от различных границ раздела.

По сути, выиграли соревнование у конкурентов и отправились в тоннель.

 

 

 

                                              

      

 

Рис.2. Ивашев В.К., Архипов А.Г и Чернышев И.Д.                       Рис.3. Общий вид стенда

 на стенде в ЗАО “Метробетон“

 

Работы в тоннеле

Проходка новых тоннелей между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" была первым опытом проходки тоннелей бурильной машиной (щитом) в Санкт-Петербурге и, кроме этого, должна была решить и политическую задачу - восстановить разорванную в 1995г. Кировско-Выборгскую линию.  Видимо поэтому тоннель часто посещали различные комиссии при появлении которых нас изгоняли с рельсовых путей тоннеля, где мы раскладывали аппаратуру.

Работы в новых тоннелях №1 и №2 между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" проходили в период апрель – октябрь 2003г.  В целом работа нелегкой из-за необходимости вписывания в производственный цикл и транспортировки, в то время, громоздкой и тяжелой аппаратуры. Кроме тяжелого генератора импульсов тока в качестве регистрирующего устройства мы таскали с собой в тоннель бытовой компьютер с трубочным монитором. Портативные компьютеры уже были, но купить их было не на что. Интересно, что бытовой персональный компьютер в условиях повышенной влажности ни разу не отказал.

Плохо одетые люди с грязными коробками, которые постоянно что-то перетаскивали вниз в тоннель и обратно наверх, вызывали подозрение. И однажды  на стволе 213 нас построили и обыскали бдительные работники метростроя (СМУ-11) под руководством Александра Анатольевича Сотникова. Но ничего не нашли и отпустили.

Работа сопровождалась драматическими и курьезными моментами. Игорь Дмитриевич Чернышев для собственного удобства в нарушении требований безопасности заделал шнур питания генератора с двумя “вилками”. Несмотря на постоянные напоминания этот шнур питания так и уехал в тоннель и однажды при работе оторвался от приборного разъема. Вторая вилка шнура осталась включенной в сеть. Раскачиваясь и ударяясь о предметы вилка искрила между И.Д.Чернышевым и А.Г.Архиповым. "Кто первый?" подумал автор в тот момент. В тоннеле сработало защитное отключение, вблизи ствола погас свет и, что самое неприятное, отключились насосы откачивающие воду. Ситуация стала напряженной. По тоннелю побежали кричащие люди, которые пытались найти виновников отключения. Признаться в содеянном было невозможно. Прищлось смешаться с негодующей толпой. Подачу напряжения вкоре восстановили и работы продолжились.  Правда, шнур питания в тот же день перезаделали.

На каждом объекте создаются моменты, от которых зависит дальнейший ход событий. Иногда аппаратуру не поднимали на поверхность и  оставляли в камере ствола. Однажды камеру стало подтапливать и если бы не работниками метростроя, которые подняли аппаратуру на верхний стеллаж, дальнейших работ  бы не было. Автор, к сожлению, не помнит их имена, но до сих пор испытывает к ним глубокую признательность.

В один из дней в июле автор наблюдал интересное физическое явление, когда весь тоннель был заполнен туманом. Видимость составляла первые метры. По-видимому, туман возник при вентиляции тоннеля теплым влажным воздухом (в то время на поверхности шли дожди).

 

Результаты исследований

На большинстве точек акустического зондирования были зарегистрированы  импульсы, отраженные от внешней границы "уплотнительный раствор - грунт". Время прихода эхо-сигнала соответствовало проектной толщине слоя уплотнительного раствора.

На части точек было выявлено наличие искажений эхо-сигналов, свидетельствующих об изменении в слое уплотнительного раствора.

В результате Заказчик получил зависимость толщины слоя уплотнительного раствора по длине тоннеля, что помогло принять решение о бетонировании лотка.

 

                      

 

 

                       

 

 

Рис.4. Акустическое зондирование обделки новых тоннелей между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества"

 

 

 

ВВЕРХ

 

 

Информация для связи:

E-mail: arhipov8@mail.ru               

Telephone: +7(911)1582796

Skype: arhipov817

Internet: www.geodiagnostics.ru

     

 

Copyright ©2012-2016 Архипов А.Г.

Все права защищены.

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на сайт www.geodiagnostics.ru